Saturday 11 May 2013

УЗИ – страшное оружие

 
А вы ещё не проходили «диагностику всего организма за 40 минут»?
 
Публикация в «Новой газете», ежемесячное обозрение, май 2006 года, стр. 16, рубрика «Медицинская полоса «Dr. Pipetkin»»
 
Вечером, чуть ли уже не к ночи, неожиданный звонок в дверь: на пороге стоял мой бывший сокурсник по меду – врач УЗ-диагностики. Служит в обычной поликлинике, живёт через дорогу, видимся, как водится, редко.
- Я к тебе прямо с приёма, - ошарашил он меня своим вторжением. – Слушай, да это же преступники, только в белых халатах… Со своими в поликлинике я об этом не могу, поэтому – к тебе сразу!..
Оказалось, ему подработка обломилась: раз в неделю смотреть пациентов на аппарате УЗИ в коммерческом центре. Для рядового врача ультразвуковой диагностики это – просто клад, за один день двухмесячную зарплату можно сделать. Так обрадовался, что даже не поинтересовался, что в том центре делают. Ну, лечат там какими-то неведомыми примочками, луч лазерный на лоб наставляют и считывают какую-то сакральную информацию – «компьютерная диагностика» называется. Ему-то что. Главное, пиши в заключение обследования, что видишь, честно делай своё дело.
Сегодня был первый день работы. Помещеньице махонькое, все разговоры с пациентами – как будто в соседних кабинках общественного туалета. Вначале, слушая, «просто ржал» - про себя, конечно. «Кандиды» в заднем проходе требовали извода «уникальным (и само собой, дорогим) китайским препаратом». Медику-то понятно, что эти самые «кандиды» в этом самом проходе – это физиологическая норма. «Эх, как грамотно разводят на бабки!…» - почти восторгался он. Тот же китайский препарат предлагался: от бесплодия, для «укрепления остистых отростков», которые, по результатам компьютерной диагностики, шли как-то вкривь и вкось. Термины в пересыпку с народными оборотами речи на пациентов действовали как удав на кролика. Однако постепенно как-то не до смеха стало.
Картина УЗИ точного диагноза, конечно, не даёт, однако то, что пациентам впору на операционный стол или, по крайней мере к онкологу, ему было ясно. Но пациент из заключения врача УЗИ ничего не поймёт: ни одного русского слова, сплошь размеры, термины. Интерпретировала обследование сама главный врач – она же хозяйка центра: держа в руках лист заключения, несла пациенту такую чушь, что волосы дыбом: суть чуши сводилась к тому, что исцеление вот-вот наступит, и никакая операция не нужна. Вот тут-то мой институтский товарищ прослезился: он понял, что его просто используют.
Окончательно добил его самый последний в тот день случай. У пациентки, которая упорно противилась операции и потому она оказалась здесь среди жаждущих чуда ( впрочем, как и большинство остальных), - была картина в лучшем случае предрака по гинекологии, при которой срочно показана «чистка».  На эту картину хозяйка центра влажно блестя глазами (Станиславский бы поверил) заявила, что пациентка, находящаяся в далеко постклимактерическом возрасте, «омолодилась!»
- Ты знаешь, мне эти деньги руки жгут! – закончил мой сокурсник свой сбивчивый рассказ.
В отличие от него я, сидя уже много лет на приёме, таких жертв коммерческих центров видел-перевидел и давно уже перестал удивляться. Понял: их не переубедишь, они до самозабвения, до шизофрении верят таким вот «медикам» с влажными глазами. Не случайно в народе помнят лишь одну из дочерей древнегреческого бога врачевания Асклепия – ту, которую звали Панакея, или как нам привычнее – Панацея, что означает «всецелительница». А у врачевателя, между прочим, было ещё два сына и две дочери. Но пациенты, особенно безнадёжно больные – это всегда ожидание чуда.
А что по этому поводу думают государственные чиновники? За рубежом потребители сложных услуг, в которых они не могут самостоятельно разобраться и потому принять взвешенные решения, защищены массой законов. В США, как известно, простой гражданин может купить далеко не все акции, обращающиеся на бирже, а только наиболее надёжные. Вложения в самые рискованные бумаги без ограничений могут делать только профессиональные участники рынка. А ведь медицина куда сложнее фондового рынка, а последствия – куда серьёзнее. Можно впарить какую угодно «кандиду» - достаточно иметь белый халат, - вот только теряют потребители не деньги, а жизнь. Однако нашим чиновникам всё это «глубоко фиолетово».

No comments:

Post a Comment